Малые дозы радиации, которые постоянно получают жители загрязненных территорий, вызывают повреждения генов, передающиеся через поколения. Ученые предупреждают о необходимости проводить в Беларуси исследования связанных с этим рисков.
Не только люди, живущие сейчас на загрязненных территориях, но и их потомки в нескольких поколениях подвергаются рискам, связанным с генетическими изменениями под воздействием малых доз радиации.
Об этом заявила на Международной партнерской конференции "25 лет после Чернобыля" заведующая лабораторией антимутагенеза Института генетики и цитологии Национальной академии наук доктор биологических наук Роза Гончарова.
Она пояснила, что низкими называются дозы облучения ниже 100 миллизивертов. Эта граница считается предельно допустимой для здоровья человека. Она была установлена еще задолго до аварии на Чернобыльской АЭС.
Однако за годы, прошедшие с тех пор, ученые выяснили, что даже гораздо меньшие дозы радиации при длительном воздействии на живой организм могут вызывать в нем серьезные изменения. Просто эти изменения не очевидны, и их последствия могут проявляться спустя длительное время.
Начиная с 1986 года в лаборатории генетической безопасности Института генетики и цитологии велись исследования влияния низких доз облучения на гены подопытных животных.
Выяснилось, что, помимо прочего, радиация вызывает неизвестный ранее эффект – нестабильность генома.
Он выражается в том, что у генома нарушаются процессы самоподдержания и самовоспроизводства и увеличивается способность приобретать мутации.
Оказалось также, что нестабильность генома сохраняется у всех последующих поколений. Причем вне зависимости от того, подвергаются ли сами их представители воздействию радиации.
Ученые изучили уровень генетических повреждений у потомков беременных грызунов, отловленных на загрязненных территориях. Детеныши были рождены и вскормлены в лабораторных условиях, без воздействия радиации. Несмотря на это, они имели такой же уровень повреждений, как их родители и другие животные из загрязненных регионов.
За время исследования сменилось более 20 поколений подопытных животных. Каждое следующее поколение получало все более низкие дозы облучения. Но, несмотря на это, уровень генетических повреждений и эмбриональной смертности у исследуемых животных оставался высоким. Статистически он заметно отличался от того, который фиксировался у животных, не подвергшихся воздействию радиации.
Более того, животные следующих поколений становились более чувствительными к низким уровням радиации, чем их предки.
Как пояснила Роза Гончарова, нестабильность генома характеризуется повышенной чувствительностью к любым вредоносным для него факторам, в том числе и к радиационному облучению. При этом отложенные эффекты могут возникать на протяжении нескольких поколений.
Наукой доказано, что генетическая чувствительность к радиации клеток лабораторных мышей аналогична радиочувствительности некоторых клеток человека.
Данные исследований на этих животных используются для оценки радиационного риска у людей.
– Полученные нами данные с определенной осторожностью могут использоваться для оценки риска воздействия малых доз радиации на человека, – заявила Роза Гончарова. – Поэтому мы можем ожидать, что у людей, живущих на загрязненных территориях, также вероятно возникновение нестабильности генома.
По ее словам, такие люди составляют группу генетического риска. Их гены имеют большую чувствительность ко многим внешним факторам, а также к окислительным процессам, происходящим в собственном организме.
Под воздействием этих факторов в структуре ДНК могут возникать разрывы, ее части могут меняться местами, возможны и другие изменения, приводящие к негативным последствиям для самого человека или животного и для его потомков. Поэтому клетки всех живых организмов "умеют" в случае подобных "поломок" восстанавливать первоначальную структуру ДНК. Однако при нестабильности генома этот "ремонтный" механизм может быть нарушен.
Кроме того, люди могут иметь неблагоприятные разновидности генов, отвечающих за работу защитных систем организма. Соответственно, для них многократно возрастает риск самых разных заболеваний.
По словам Розы Гончаровой, данные такого характера получены не только учеными Института, но рядом других исследователей.
Так, сравнительно недавно российскими учеными установлено, что одним из проявлений чернобыльских эффектов в некоторых группах населения, включая детей, является дестабилизация генома, обусловливающая повышенную заболеваемость.
– Изучение геномной нестабильности у человека сегодня является важной задачей для Беларуси, значительная часть населения которой проживает на загрязненных территориях, – заявила Роза Гончарова.
Она сообщила, что сотрудниками Института уже разработана ДНК-диагностика, позволяющая выделить людей с нестабильным геномом.
Сейчас ученые пытаются найти деньги, чтобы провести исследование на загрязненных территориях.
Информация по делу
После аварии на Чернобыльской АЭС было загрязнено 23 процента территории Беларуси. На этих землях проживало около полутора миллионов человек. Впоследствии размеры территорий, относящихся к загрязненным, были сокращены. На сегодняшний день жителями загрязненных территорий считаются около 1 миллиона 100 тысяч белорусов. Однако представители Национальной академии наук утверждают, что те, кто живет на территориях, утративших "чернобыльский" статус, продолжают получать хроническое облучение низкими дозами радиации.
Кроме того, они напоминают, что в результате аварии на Чернобыльской АЭС дополнительную дозу облучения получило все население Беларуси.
Анастасия Дорофеева, Ежедневник