"Мы находимся в состоянии войны. Вы хорошо знаете, что в наши времена на этих просторах война не ведётся с помощью оружия и танков – война идёт из-за энергетики с использованием энергетики и пропаганды", - заявил на конференции «Литва –Беларусь: ядерное соседство» Председатель парламентской комиссии по атомной энергетике Сейма Рокас Жилинскас.
"Вспомним, что после того, как Литва начала реализовывать проект Висагинской атомной станции, сразу же появились сообщения о ещё двух атомных проектах у неё под боком», - продолжил он.
Эти проекты – Балтийская АЭС в Калининградской области и Островецкая в Белоруссии. Технические параметры двух станций схожи, так как в роли подрядчиков в обоих случаях выступают российские компании под началом «Росатома»: «Росэнергоатом» в Калининграде и «Атомстройэкспорт» в Белоруссии. При этом региональные СМИ и международные организации неоднократно обращали внимание на сомнительность соответствия данных проектов международными стандартами ядерной безопасности.
Журналист литовского издания «Деловые новости» (Verslo žiniоs) Р. Стасялис написал о том, что редакция получила в своё распоряжение отчёт российских экспертов о технических и экономических условиях строительства Балтийской АЭС (БАЭС), в котором сказано: «Строительство начато и продолжается без проекта; нет доказательств того, что были проведены реальные инженерно-геологические исследования и дана оценка сейсмической опасности площадки АЭС». Одновременно оценка влияния станции на окружающую среду не согласована с соседними странами. Кроме того, место БАЭС находится в зоне международного авиа коридора. Таким образом, строительство калининградской станции противоречит законам России, как автора и подрядчика проекта, обязанного обеспечить всестороннюю безопасность АЭС. Беспокоит и тот факт, что наряду с ускоренным строительством БАЭС не восстанавливается износившаяся на 75% система электропередачи Калининградской области.
И всё это происходит в 12 километрах от литовской границы. В этой связи Литовская Республика ещё в 2011 г. вручила России ноту по поводу строительства Балтийской АЭС, однако результат был нулевым.
Чуть дальше – на расстоянии целых 20 километров от Литвы – ситуация развивается схожим образом: хотя окончательный технический проект Островецкой АЭС до сих пор не подготовлен, строительство продолжается. Вышеупомянутый Р. Жилинскас на той же конференции отметил, что в отличие от Висагинской АЭС, пригодность площадки которой подтвердило МАГАТЭ, белорусский проект такого одобрения не получил. При этом белорусской стороной распространяется заведомо ложная информация о том, что согласие МАГАТЭ было дано, хотя в действительности представители Агентства оценивали не пригодность площадки Островецкой АЭС, а только лишь инфраструктуру, необходимую для строительства станции. Кроме того, МАГАТЭ сделало 17 предложений и подготовило 25 рекомендаций по данному проекту, содержание которых белорусские власти засекретили.
По утверждению президента литовского Института зелёной политики Л. Балсиса, если Литва хочет гарантировать безопасность электропоставок, начинать надо не с такого дорогостоящего проекта как Висагинская АЭС, а с дипломатических усилий при содействии ЕС по предотвращению строительства атомных станций в Калининградской области и Белоруссии. «Необходим диалог. Ведётся ли сейчас диалог с соседними странами в области энергетики? Я бы сказал, едва ли [...]», - отметил Л. Балсис.
По его мнению, если Висагинская АЭС и БАЭС всё же будут построены, Литве автоматически придётся конкурировать с последней, и возникнет другая угроза: так как Россия склонна принимать решения, основанные в первую очередь на политической, а не на экономической логике, вполне реально, что цена производимой БАЭС электроэнергии окажется ниже цены продукции Висагинской АЭС, - и Литва ничего не сможет с этим поделать, поскольку «всегда найдутся частные литовские компании, которые будут покупать более дешёвое российское электричество с целью его потребления или реэкспорта через территорию Литвы на Запад». По словам Л. Балсиса, литовцы не смогут запретить России экспортировать через Литву свою дешёвую электроэнергию, потому что к этому обязывают международные договоры – за исключением одного случая: в соответствии с принципом позитивной дискриминации право первенства на линии электропередачи, трансформаторные подстанции и соединения со Швецией и Польшей принадлежит электричеству, произведённому с использованием возобновляемых источников энергии. Поэтому их и нужно развивать.
Редактор литовского журнала «Государство» (Valstybė) Э. Эйгирдас рассматривает влияние России на литовскую энергетическую безопасность в другой плоскости. По его словам, Россия действует в Литве через множество компаний, и если их бизнес связан с российской энергетикой, он оказывает влияние на политику Литвы. «Надо констатировать факт – если работаешь посредником у господина Путина, у его компаний, то не можешь не представлять их интересы, так как в противном случае ты просто перестанешь быть посредником и потеряешь миллионную прибыль. Хотя мы не осуждаем таких людей, это не значит, что мы не должны снижать ущерб, наносимый нашей стране данным процессом, и пытаться избавиться от этих пут», - считает Э. Эйгирдас.
Он говорит и о том, что цена газа для российских потребителей намного ниже, чем для Литвы, и большая часть электричества, производимого с использованием этого газа, потом продаётся той же Литве, хотя теоретически России было бы выгоднее продавать ей именно газ. «Вопрос – зачем России нужна новая АЭС, если у неё столько газа, который используется для производства электричества, занимающего бóльшую часть литовского рынка? Ответ один – это политический шаг. Его цель – «привязка» нашей энергетической инфраструктуры, цена которой огромна. Я считаю, господин Путин нацелился на неё», - обобщил Э. Эйгирдас.
Также он отметил, что Висагинскую АЭС не следует рассматривать как благо или совершенство – это просто логическое решение, определяющее будущее страны.
Geopolitika