Проблемы атомной энергетики в Литве «и вокруг» в свете событий в Японии


Борец с «Газпромом» бросил вызов Лукашенко. Самый воинственный министр литовского правительства министр энергетики Арвидас Секмокас, который приказал уйти со своих постов руководителям «Газпрома», пообещав затаскать «Газпром» по судам, на минувшей неделе взялся за Лукашенко. Ни много ни мало он уверен, что заставит Лукашенко отказаться от строительства АЭС, о чем Белоруссия уже договорилась с Россией. Издав в Литве соответствующий закон. Delfi в статье «Секмокас намерен изменить планы Белоруссии в связи с АЭС посредством закона» отмечает: «Министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас, вернувшийся с внеочередного заседания Совета по энергетике ЕС, утверждает, что у Литвы есть рычаги давления, которые могут изменить планы Белоруссии, связанные со строительством новой атомной электростанции в 50 км от Вильнюса». В частности, он сказал, что во время весенней парламентской сессии представит специальный проект закона, в котором будут предусмотрены эти рычаги. Однако подробнее он говорить об этом не стал.
«Мы считаем, что у нас есть рычаги. Сейчас мы их обсуждаем и, думаю, представим закон, который позволит применить определенные рычаги давления. Сегодня еще рано о них говорить, пока нет проектов. Возможны различные варианты, в первую очередь возможен наш закон, однако мы можем обсудить и предложить определенную директиву ЕК, тогда будем видеть, какие шаги предпринимать в дальнейшем», — сказал 23 марта Секмокас.
Он утверждает, что на Совете высказал жесткую позицию в отношении планов строительства атомных электростанций рядом с Литвой и заручился поддержкой других стран. «Я высказал категорический протест, эти АЭС (Калининградская и Белорусская. — Delfi) должны отвечать требованиям безопасности, должны провести не имитационную, а реальную оценку воздействия на окружающую среду, об этом мы должны услышать», — сказал министр энергетики.
В другом сообщении Delfi «Литва будет бороться с АЭС у себя на границе с помощью ЕС и ОБСЕ» сообщается о похожей позиции, высказанной и премьером Литвы Андрюсом Кубилюсом. «Литва будет бороться против атомных электростанций, которые планируют построить рядом с ее границей, с помощью Европейского Союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), утверждает премьер-министр Андрюс Кубилюс. По его словам, исследования воздействия на окружающую среду обеих запланированных АЭС в Белоруссии и Калининградской области не завершены, нет ответов на волнующие Литву вопросы». «Поскольку не завершены эти процедуры, то любые работы по развитию этих проектов были бы нарушением международных конвенций», — сказал Кубилюс. По его словам, российские реакторы, которые планируют построить в Белоруссии и Калининграде, относятся к числу «экспериментальных».
«Мы считаем, что если нарушат конвенцию ОБСЕ и построят рядом с Литвой экспериментальный реактор, то будет создана большая опасность, необоснованная никакими мотивами», — сказал премьер-министр. По словам Кубилюса, на ближайшем заседании Совета ЕС будут просить внести дополнительные выводы, чтобы ЕС уделял внимание не только внутренним реакторам, но и тем, которые будут находиться рядом с границами ЕС. Кубилюс также несколько приоткрыл и секрет давления на Белоруссию и Россию — Вильнюс мечтает добиться решения ЕС не покупать электроэнергию новых АЭС этих стран. Стало быть, по замыслу Вильнюса, услышав об этом инвесторы испугаются инвестировать и АЭС построены не будут. Или эти страны будут вынуждены гарантировать такие уровни безопасности, при которых они получат право продавать свою электроэнергию на рынке ЕС.
Напомним, что в Литве в настоящее время поднялась паника в связи с аварией на АЭС в Японии. Строительство Белорусской АЭС предполагается в 50 км от Вильнюса. Таким образом в случае аварии Вильнюс попадает в «зону выселения». Литва хочет в связи с этим не допустить строительства. Сообщается, что место в Островце было третьим, запасным вариантом, но почему-то в последний момент выбор пал именно на него.
С другой стороны, эксперты говорят о двойных стандартах, поскольку Литва сама хочет строить АЭС у себя в Висагинасе, и эта АЭС будет угрожать не только региону, а и находящемуся вблизи второму городу Латвии Даугавпилсу. На что премьер Кубилюс ответил, что, дескать, Литва будет строить безопасную, согласно высшим международным стандартам, в то время как Россия и Белоруссия собираются строить АЭС небезопасные, экспериментальные АЭС, не согласующиеся с высшими критериями безопасности. Кроме того, согласно планам польского правительства, к 2020 году завершится строительство двух АЭС на территории Польши, находящейся в непосредственной близости как от Белоруссии и Литвы, так и от Калининградской области России. В период с 1 июля 2011 года по 2013 год окончательно будут названы места расположения АЭС, но известно, что обе они будут расположены на севере Польши. В 2014-2015 годах будет подготовлен технический проект, а также получено экологическое заключение. Предполагается, что в 2020 году уже начнет поступать электричество. Стоимость строительства двух АЭС мощностью в 6 тыс МВт составляет 100 млрд злотых (около 35 млрд долларов). При этом официальный Вильнюс ни разу не подвергал критике польскую ядерную программу.
«Литва не найдет инвестора для новой АЭС»: интервью бывшего директора Игналинской АЭС. Польские и литовские СМИ на минувшей неделе печатали материалы и на тему перспектив строительства АЭС в самой Литве. Общей мыслью публикаций являлась мысль о том, что учитывая события в Японии, а также перспективы строительства рядом с Литвой двух АЭС, в Белоруссии и в Калининградской области, найти инвесторов для своей АЭС литовцам будет тяжело или и невозможно. По словам газеты Respublika, нужно «выяснить, какое направление после стихийных бедствий в Японии примет атомная энергетика в мире, а особенно в Литве. Некоторые страны уже отказываются от своих атомных проектов, а вот политики нашего государства излучают завидный оптимизм: все равно будем строить. Действительно ли это в наших возможностях?»
«Что вы думаете, слыша, как литовские политики с высоких трибун рассуждают о строительстве нового атомного реактора в Висагинасе, невзирая на ядерную катастрофу в Японии?» — обратилась Respublika к опытнейшему эксперту, бывшему многолетнему генеральному директору ныне закрытой Игналинской атомной электростанции Виктору Шевалдину.
Руководитель АЭС уже не пытает иллюзий и уверен, что никакой АЭС в Литве не будет. «Думаю, что проблема будущего нашей атомной энергетики — это не трагедия в Японии, не страх перед подобной катастрофой. Было бы неправильно исходить только из такого аспекта, — сказал Шевалдин. — Существует куда более простая причина, почему новый ядерный реактор Литве не нужен и построен не будет. Чрезвычайно велика цена такого проекта, которая после бедствия в Японии будет лишь возрастать, но это только одна причина. Гораздо важнее услышанный нами четкий ответ, что мы не найдем инвестора для строительства нового реактора, и это уже не просто слова, а реальный опыт. Я всегда был на стороне Литвы как государства ядерной энергетики, но это было тогда, когда действовал наш игналинский реактор. После его закрытия стало ясно, что у Литвы больше не будет атомной электростанции».
Ниже приводятся другие ответы Шевалдина на вопросы газеты Respublika.
Почему Литве не удалось найти инвестора, хотя поиски велись во всем мире?
Инвестора и не будет. На электрорынке этого региона и без Игналинской АЭС конкуренция высокая, а с учетом того, что наши соседи — Россия и Белоруссия — собираются строить свои реакторы, она лишь усилится.
Инвесторы уже давно оценили не только огромную стоимость нового литовского реактора, но и конкуренцию цен на электричество в данном регионе, то есть риск своего бизнеса. Все же полагаю, что, решив искать стратегического инвестора, мы неплохо поработали: узнали от мира, что строить в Литве ядерный реактор невыгодно. Мир сказал «нет», и нам остается наконец сказать «нет» самим себе. Новой АЭС в Литве не будет. Этот вопрос мы должны отложить.
Для меня всегда было ясно, что Литва своими силами одна не сможет построить свою АЭС, тем более в кризисное время. Но я предлагал наилучший для Литвы экономический вариант: продлить работу Игналинской АЭС до середины 2012 г. Что мы потеряли? Если бы сейчас действовал второй блок и Литва получала электричество по той цене, по какой сегодня мы покупаем за рубежом, то за год мы могли бы давать государству около 900 млн. литов дополнительных доходов. Это почти столько же, сколько нынешнее правительство собирается извлечь из теневой экономики.
Однако политики высшего уровня продолжают спекуляции на эту тему. Так, премьер Андрюс Кубилюс прямо заявил, что Литва, говоря о развитии ядерной энергетики, находится в прекрасной сейсмической зоне.
Понимаю политиков. Они объявили своим политическим приоритетом строительство атомной электростанции и последовательно этому следуют. Возможно, кому-то кажется, что это строительство осуществимо, вот мы и не слышим четкого «нет». Мнения разные, вот и я высказал лишь свое собственное: эра ядерной энергетики в Литве уже позади.
Как вы относитесь к планам России и Белоруссии строить ядерные реакторы вблизи Литвы?
Ничего не поделаешь, поскольку эти страны решили, что им нужны ядерные реакторы. Россия подсчитала, что ей необходима атомная электростанция в Калининградской области. Россиянам было бы выгодно построить там хотя бы один блок, однако очевидно, что два блока всегда дают больше экономической выгоды. В данном случае второй блок будет рассчитан на производство экспортного электричества.
Намерение Белоруссии строить атомную станцию в Островце я расцениваю несколько иначе. Выбрано место совсем рядом с Вильнюсом, что и вызвало понятное недовольство Литвы.
Почему президент Даля Грибаускайте неожиданно сообщила, что руководитель Белоруссии Александр Лукашенко будто бы упомянул, что соседи не стали бы строить реактор вблизи Вильнюса, если бы Литва «отодвинула» Игналинскую АЭС?
В первую очередь, это лишь политический выпад. Но вряд ли Лукашенко изменит свое мнение о строительстве реактора в Ocтpовце. Меня удивляет, что выбрано именно это место. Белоруссия предусмотрела три места для строительства. Островец являлся лишь резервной площадкой, однако после экспертизы грунта все резко изменилось.
Что сегодня вы думаете о протесте «зеленых» Литвы в 1988-1989 гг. против строительства третьего блока Игналинской АЭС, которое и было остановлено?
Думаю, что тогда «зеленые» были правы только в одном аспекте — и третий блок когда-нибудь пришлось бы закрыть.
Поляки тоже считают проект литовской АЭС бесперспективным. Фактически о том же пишет и польская газета Rzeczpospolita. По словам польского издания, Литве в ее проекте строительства Игналинской АЭС сейчас особенно сильно нужна поддержка Евросоюза, но в свете дискуссии о безопасности атомных технологий после катастрофы в Японии получить ее будет нелегко. По мнению автора статьи в сложившейся ситуации, когда в Белоруссии и Калининградской области России планируется строительство АЭС, неудивительно, что власти Литвы опасаются усиления зависимости от импорта российской и белорусской энергии.
Говоря о литовцах, Rzeczpospolita отмечает, что «они давно планируют построить собственную электростанцию на месте закрытой в конце 2009 года Игналинской АЭС. Цель этой инвестиции одна — отказаться от импорта энергии из России, который покрывает сейчас практически половину потребностей Литвы. Поэтому Вильнюс обращает внимание на угрозы, которые несут за собой российские проекты, и напоминает о приоритете ЕС — энергетической безопасности его членов».
В свою очередь, представители правительств России и Белоруссии официально заявляют о планах экспорта. По словам журналистки Агнешки Лакомы, эксперты считают инвестиции в Литве и российско-белорусский проект в Белоруссии взаимоисключающими. «Серьезная проблема для Вильнюса — отсутствие партнера по атомному проекту после того, как от сотрудничества отказался корейский гигант и поставщик технологий концерн KEPCO. Ранее неудачей закончились переговоры с другими компаниями, а официальный конкурс в итоге не состоялся», — пишет она.
Автора публикации полагает, что Литва делает все возможное для того, чтобы провести собственный проект и заблокировать белорусскую инвестицию. Была даже направлена официальная нота протеста, в которой высказывались опасения, что Белоруссия не подготовит надлежащим образом исследования, касающиеся влияния АЭС на окружающую среду. «По мнению экспертов, Литве в ее проекте сейчас особенно сильно нужна поддержка Евросоюза. Но получить ее в свете дискуссии о безопасности атомных технологий после катастрофы в японской «Фукусиме» будет нелегко», — заключает журналистка.
ИА REGNUM