Эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) считают, что реакция на ядерный кризис в Японии могла быть более оперативной и адекватной, если бы не проблемы коммуникации между ответственными сторонами – оператором аварийной АЭС в Фукусиме Tokyo Electric Power Company (TEPCO), регуляторами атомной отрасли и национальным правительством.
К такому выводу они пришли по итогам своего пребывания в Японии в конце мая – начале июня с целью установления детальных обстоятельств ядерной катастрофы. Заключения специалистов представлены в 160-страничном отчете, который будет вынесен на обсуждение министерской конференции МАГАТЭ по ядерной безопасности, открывающейся на следующей неделе. Копия доклада оказалась в распоряжении японских СМИ и мировых информагентств.
В качестве примера коммуникативных проблем отчет указывает на тот факт, что после аварии на АЭС "Фукусима-1" TEPCO и правительство создали отдельные рабочие группы, которые с трудом координировали свои действия. Из-за промедлений, вызванных недостатком взаимопонимания, ядерные реакторы не удавалось быстро остудить, что привело к повреждению тепловыделяющих элементов.
В докладе также говорится о том, что электростанция не была в полной мере готова противостоять таким стихийным бедствиям, как цунами и наводнение. Стены, защищающие АЭС, не превышают высоты в 6 м, тогда как на северо-восточное побережье Японии, где расположена АЭС "Фукусима-1", обрушилась волна высотой около 14 м.
Вместе с тем МАГАТЭ не могло не обратить внимания на самоотверженность ликвидаторов аварии на Фукусиме, которые "столкнулись с катастрофическим, беспрецедентным, чрезвычайным сценарием", что потребовало "исключительного проявления лидерства и самоотдачи со стороны работников станции и спасателей".
Напомним, 11 марта 2011 г. в Японии произошло мощное землетрясение магнитудой 9,0. Вслед за этим на побережье страны обрушилось цунами. Это вызвало аварию на атомной электростанции (АЭС) "Фукусима-1", последствия которой устраняют до сих пор. Ликвидация последствий ядерной катастрофы продолжается до сих пор. Работы осложняются тем, что в подземных помещениях станции скопилось более 100 тысяч тонн высокорадиоактивной воды. Ее объем ежедневно увеличивается на 500 тонн за счет воды, используемой для охлаждения реакторов и бассейнов с отработанным ядерным топливом.
РБК