Исход трагедии в Японии может поставить точку в "атомном ренессансе" и существенно повлиять на портфель заказов российской госкорпорации "Росатом", активно работающей на зарубежных рынках. Однако в случае, если Япония избежит ядерной катастрофы, влияние на отрасль может оказаться несущественным. Такую точку зрения высказали РБК опрошенные эксперты.
По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, даже если в Японии все обойдется и взрыва на АЭС не произойдет - мировое сообщество изменит свое отношение к атомной энергетике.
Ядерная зима в отрасли
"Атомный ренессанс" накрылся японским медным тазом", - говорит К. Симонов. По его словам, ситуация усугубляется еще и тем, что Япония, являясь одной из самых высокотехнологичных стран, оказалась не способна справиться со сложившей ситуацией. На этом фоне влияние японского инцидента на отрасль будет сопоставимо с эффектом, который произвел взрыв Чернобыльской АЭС (события 1986 года на много лет заморозили строительство новых АЭС в мире).
Наиболее мощный удар для атомной энергетики придется на Европу, считает эксперт. Уже принято решение по закрытию семи АЭС на территории ФРГ, и в ближайшее время Германия закроет и остальные, говорит К. Симонов. Скорее всего, усилится давление со стороны соседних государств на небольшие европейский страны. В частности, под вопросом могут оказаться российские проекты строительства АЭС в Болгарии и Чехии, скорее всего, откажется от строительства станции Турция.
При этом велика вероятность сохранения проектов Росатома в Китае и Индии, которые испытывают значительный "энергетический голод" и не зависят от мнения соседних держав. А вот проекты в небольших государствах, таких как Венесуэла или Бангладеш, могут быть заморожены под влиянием мирового общественного мнения. Серьезная дискуссия может развернуться и вокруг российских проектов Росатома.
Однако нет худа без добра. К. Симонов полагает, что, несмотря на значительный урон, который данная ситуация может принести Росатому, для РФ это может означать увеличение поставок газа. Кроме того, России не придется выделять значительные объемы финансирования на строительство АЭС, ведь многие из них возводятся с учетом российских кредитов.
Жадность против осторожности
По мнению аналитика ИФД "Капиталъ" Константина Гуляева, события в Японии могут повлиять на те договоренности Росатома, что еще не были закреплены договорными обязательствами. Однако в перспективе все будет зависеть от того, какой финал приобретут события в Японии - станут ли они ядерной катастрофой или все самое худшее для этой страны уже позади. До сих пор однозначных оценок происходящему нет, полагает К. Гуляев.
При этом аналитик "Инвесткафе" Георгий Воронков уверен, что, несмотря на масштабность действия, потребность в достаточно недорогой электроэнергии собственного производства для развивающихся стран очень высока. Ведь речь идет о высокорентабельных активах. Так, например, рентабельность АЭС Росатома по EBITDA достигает 53%, что сопоставимо только с интернет-проектами и телекоммуникационным сектором.
На этом фоне, очевидно, проекты пройдут дополнительную экспертизу, которая приведет к усилению мер безопасности станций, будут приняты дополнительные меры повышения их устойчивости, полагает эксперт. C Г. Воронковым согласен и аналитик "Универ Капитала" Дмитрий Александров, который считает, что у Росатома возникают возможности по расширению сферы деятельности за счет спроса на модернизацию старых АЭС.
Единственный повод для гордости
Не стоит забывать, что Россия является одним из крупнейших в мире экспортеров технологий строительства АЭС, а мирные ядерные технологии на сегодняшний день - практически единственный масштабный российский высокотехнологичный экспорт. И трагедия на японской "Фукусиме" может на долгие годы поставить крест на надеждах продавать хоть что-то посложнее нефти, газа и металлов.
По мнению сопредседателя экологической группы "Экозащита" Владимира Сливяка, ни один западный инвестор не рискнет теперь вкладывать деньги в атомную энергетику, многие из утвержденных проектов новых АЭС будут отменены так же, как и после Чернобыля.
"Те, кто все еще мечтает сделать бизнес на атомной энергии, должны понять простой факт - скоро реакторы будет некому продавать, может быть, за исключением нескольких неплатежеспособных развивающихся стран", считает В. Сливяк. "План российского правительства по превращению атомной энергетики в крупный экспортный источник дохода лежит в руинах на АЭС "Фукусима-1", - говорит В. Сливяк.
Пока же японские события не сказались на масштабах деятельности российской госкорпорации "Росатом". Накануне РФ и Беларусь подписали соглашение о сотрудничестве по возведению атомной электростанции. В ходе визита в Минск премьер-министр РФ Владимир Путин заверил общественность в безопасности российских современных технологий, отметив заодно, что идут переговоры на предоставление Индии более 4 млрд долларов на строительство АЭС "Куданкулам".
Всего в настоящее время известно о намерении РФ строить энергоблоки в 15 странах мира. Пакет возможных контрактов на строительство новых АЭС за рубежом насчитывает 35 энергетических блоков, по 19 из них подписаны межправительственные соглашения. Среди наиболее значительных проектов РФ - уже построенная, но не запущенная АЭС "Бушер" в Иране, работающая Тяньваньская АЭС в Китае. В планах - создание новых энергоблоков для Хмельницкой АЭС (Украина), строительство АЭС "Белене" в Болгарии, планы в Египте, Иордании, Бангладеш и Венесуэле.
Екатерина Струкова, РБК