Висагинас в литовских СМИ: Российские спецслужбы не дремлют


На закрытую ИАЭС прибывают «купцы» из соседских стран и, прикрываясь проектами по возвращению соотечественников, обещают чуть ли золотые горы, сообщила в воскресенье, 6 марта, программа «Savaitė» («Неделя»).
А вчера, 7 марта, на интернет-странице Литовского национального радио и телевидения www.Lrt.lt появилась статья, в которой отражено мнение журналистов национального телевидения. Приводим ниже ее перевод (в сокращении).
17 февраля журналисты Литовского национального телевидения приняли участие в так называемой информационно-консультационной встрече с представителями Российского посольства, прошедшей в Висагинасе.
До этого в Висагинасе прошел слух, что на встрече будут агитировать за участие в Программе возвращения на родину соотечественников. Эта программа, вернее план по возвращению соотечественников, продолжается уже несколько лет. Кремль обещает финансовую помощь, а через год после переселения — получение российского паспорта.
Висагинцев же больше всего интересует строящаяся в Калининградской области атомная электростанция. И российские дипломаты будто бы дают надежду. «Человек сможет найти свободное рабочее место в базе данных Калининградской области и об этом указать в анкете», — говорит руководитель временной группы при Консульском отделе посольства РФ в Литве Наталья Кандинская.
Анкета соотечественника состоит из 6 страниц. Претендент обязан указать всю информацию о себе и своих близких. При этом и он и все они должны подписаться, что согласны с тем, что данные будут проверяться ФСБ, а также другими специальными службами. Соотечественнику также надо знать о том, что его примут на исторической родине только в том случае, если он найдет рабочее место в той области РФ, которая согласна его принять. А они зачастую находятся на окраине великой родины.
Журналисты службы новостей Литовского телевидения пытались выяснить, насколько реально трудоустроиться висагинцам на российские атомные объекты. «Насколько я знаю, на стратегических объектах в России работают только граждане России», — сказала Н. Кандинская. В департаменте безопасности Литвы отказались пояснить, какая именно опасность грозит гражданину Литвы при попадании его личной информации в руки спецслужб иностранного государства. «Работники стратегических объектов (…) обязаны предоставлять о себе всю информацию (…)», — убежден председатель Национального комитета безопасности и контроля при Сейме ЛР Арвидас Анушаускас.
«Представьте себе литовских дипломатов, которые распространяли бы где-нибудь в России, например в Сосновом бору, анкеты, приглашающие участвовать в проекте строительства Висагинской атомной станции и спрашивали бы при этом о том, согласны ли они, чтобы их и их родных проверяли литовские спецслужбы. Можно представить, как долго проработали бы такие дипломаты», — говорит политический обозреватель Томас Чивас. По его мнению, такая анкета о человеке и его близких очень облегчит работу агентам. «Агентам уже и работать то не надо, у них все есть. Они уже знают всю информацию — о том, где жил, что делал… Человек становится и сам зависим, и его дети и родственники. Даже после его смерти они могут сказать: «вот он на нас работал» или «о тебе все известно, помоги нам». Этим занимаются все спецслужбы, однако вопрос в том, почему в Литве нет контрразведки, следящей за тем, чтобы не нарушались дипломатические границы», — говорит Т. Чивас.
А министр энергетики Арвидас Секмокас считает, что после закрытия ИАЭС Россия изо всех сил пытается не упустить Балтийский регион. «Проект строительства новой электростанции и закрытие Игналинской атомной — часть этого противостояния. Без сомнения, знания по технологии закрытия и возможность воспользоваться ими в будущем являются очень важным стратегическим объектом, за который и идет борьба», — говорит министр.
Россия, прикрываясь заботой о своих соотечественниках, учреждает различные благотворительные фонды. Однако в них зачастую влезают и пропагандисты из Кремля. Например, очень «вовремя» появились протестующие из действующего в Белоруссии и странах Балтии фонда «Livonija», когда в 2005 году был подписан договор с «Nukem» о строительстве хранилища отработанного ядерного топлива. Они длительными протестами тормозили начало работ…
В то время журналисты службы новостей Литовского национального телевидения выяснили, что деятельность фонда «Livonija» координируют личности из Калининградской области, среди которых объявленный недавно персоной «нон грата» кремлевский пропагандист Модест Колеров... А после показанного по LTV в 2006 году репортажа о деятельности фонда «Livonija», он был закрыт.
Самой большой головной болью атомной станции же в настоящий момент является незаконченное строительство хранилища. Выяснилось, что в 2005 году из-за протестов с генеральным подрядчиком «Nukem» был подписан невыгодный для Литвы договор. А два года назад «Nukem» был перекуплен российским «Атомстройэкспортом», которому принадлежит российский холдинг атомной энергетики «Росатом», строящий атомную станцию в Калининградской области.
Тем временем «Атомстройэкспорт» на прошлой неделе сообщил, что уже готов договор по поводу атомной в Белоруссии. Его руководители двух государств подпишут в середине марта.
А бывший руководитель одного из отделов ИАЭС Олег Давидюк на съезде энергетиков в Минске подтвердил, что уже есть 200 прошений от жителей Висагинаса и Вильнюсского района о трудоустройстве на Белорусской атомной…
Подготовила Елена Дедейко